Психология усвоения знаний, умений и навыков

По отношению к учебной д-ти усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения», по С.Л.Рубинштейну. Более того, согласно В.В.Давыдову, «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат д-ти». В самом общем виде усвоение опр-ся как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. исп-ние этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По опр-ю С.Л.Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний – центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, к-рое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.». Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап вос-приятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечат-ления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых су-щественных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения. Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это зна-чительный шаг в сторону умственного развития. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень — воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень — поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают

влияние на качество мышления, его шаблонность или нестерео-типность, оригинальность. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов вы-деляют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соот-ветствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень по-нимания; уровень применения. Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации. Характеристи-ка уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько): 0 (нулевой) – Понимание: Отсутствие у обучающегося опыта (зна-ний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой инфор-мации, т.е. о наличии обучаемости. I – Узнавание: Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) II – Воспроизведение: Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной III – Применение: Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное IV — Творчество: Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоя-щим творчеством.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *