Профессиональные деформации учителя

Профессиональные деформации — это изменение основ-ных, инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуникативная культура. Профессиональные деформации психологи иногда называют «профессиональным выгоранием», подразумевая под этим понятием разное. Еще М. Я. Басов на заре развития отечественной педагогической психологии отмечал штампы в профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Е. И. Рогов рассматривает деформации в связи с социализацией личности. В профессиональном развитии возможна специализация как расчленение деятельности человека на отдельные операции, что приводит к специфическим изменениям активности личности. Она становится однонаправленной. Срастание же личности и профессии приводит порой или к насыщаемости профессиональной деятельностью, или к личностно-ролевому диссонансу: будучи «не на своем месте», человек ограничи-вает свою активность, реализует себя только частично, раздираем противоречиями. Появляется деформация как неуверенность и неадекватное поведение. Профессиональная деформация зависит также и от профессиональных стереотипов. Они могут быть эмоциональными, по-веденческими и когнитивными. Установки и стереотипы создают ригидность поведения педагога. Ученый выделяет 4 типа деформаций, появляющихся в личности и деятельности педагогов: 1) общепедагогические; 2) типологические; 3) специфические; 4) индивидуальные. Общепедагогические деформации отмечаются у всех педагогов. Проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, гматичностью взглядов, отсутствием гиб-кости отличаются почти все учителя, работающие в разных классах и преподающие разные учебные предметы. Е. И. Рогов считает, что это происходит в результате сближения субъекта деятельности с ее средствами. Типологические деформации появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. Например, учителя-гуманитарии отличаются раскованностью, эмоциональностью, большой эмпатией. Это педагоги-коммуникаторы. Они излишне общительны, говорливы; дис-танция между ними и детьми незначительная; стремятся обсу-ждать интимные проблемы. Другие — интеллигенты — склон-ны философствовать, мудрствовать, читать нотации. Третьи — организаторы — гиперактивны, любят командовать и подчи-нять себе других. Четвертые — коммуникаторы. Специфиче-ские (предметные) деформации определяются особенностями преподаваемого предмета. Учитель математики более сдержан по сравнению с учителем литературы или физической культуры. Индивидуальные деформации появляются из-за преобладания каких-либо индивидуальных особенностей учителя. На-пример, ими оказываются повышенный уровень тревожности или ак-центуация характера1. По сути дела, у каждого учителя могут встре-чаться различные типы деформаций. Это зависит от преподаваемого предмета и личностных свойств педагога. Изменения в процессе про-фессиональной деятельности бывают существенными или незначительными. Однако, если сам учитель знает об особенностях своей личности и деятельности и способен их контролировать, профессиональные деформации не станут столь внушительными и не помешают совершенствованию профессионализма.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *