Теория обучения Выготского

Выготский считал, что психика ребёнка качественно отличается от психики взрослого, что детское развитие имеет свой собственный темп и ритм. Осуществля-ется не равномерно, наиболее высокий темп в младенчестве. Сформулировал закон развития высших психических функций: каждая психическая функция. Возникает, первоначально как коллективная, ориентированная на сотрудничество с др. людьми, и только потом как индивид-ое. Как считал В. Высшая психиче-ская функция возникает на жизненной арене дважды. Развитие ребёнка подчинено не биологическим, а, прежде всего социальным генофонам и носит керевтурно-исторический характер. И движимой силой развития выступает обучение, которое ориентировано на зону ближнего развития. Сознание представляет не сумму различных процессов, а их систему. В каждом периоде развития ребенка в центре сознания находится та или иная до минирующая функция. В раннем возрасте восприятия, в дошкольном- память, в школьном- мышление. Никогда воздействие взрослого не будет продуктивным без собст-венной активности ребенка, без его реальной деятельности. Даль-нейшее развитие идей Выгодского получили в работах Леонтьева, Эльконина, Гальперина и другие. Так, Эльконин, для развития оценки ребенка предлагал следующее: 1.социальная ситуация развития 2.ведущая деятельность( Леонтьев) 3.основные новообразования, характерные для данного возраста 4.кризисы. как переломные точки развития. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, Талызиной. Гальперин выделил 6 основных этапов , реализация которых позволяет эффективно осуществлять формирование понятий и различных умственных действий. Этапы: 1). Мотивацонный-реобходимо мотивировать, стимулировать познавательные потребности ребенка. 2). Ориентировачный- происходит понимание учащимися сути умственных действий. 3). Этап материального или материализованного действия- объяснения учителя происходит с исполнением наглядных средств,схем,таблиц,моделей,макетов и учитель осуществляет контроль за точностью выполнения действий.4). Внешнеречевой- все элементы действия учащиеся проговаривают, комментируют или представляют в форме письменной речи. 5). Беззвучной речи( речь про себя) –более свернут, более сокращен, чем внешнеречевой. 6). Сформированного действия- действие так сокращено, свернуто, осуществляется автоматически. Гальперин доказал, что основная суть перехода из внешнего во внутренний план, то есть процесс интериоризации. Наряду с процессом интериоризации целесообразно осуществлять обратный процесс-экстериоризация. Исполнение этой теории позволяет предупреждать типичные ошибки формирования умственных действий. С этой целью полезно исполнять вариативность на ориентировочном этапе, а так же на этапе материалицования действий. Теория Занкова. Л.В.Занков(1901-1977)- педагог, психолог, дефектолог, начал деятельность в сельской школе Тульской области до дирек-тора института. Внёс вклад в развитие педагогического эксперимента. «О предмете и методах педагогического исследования». «Дидактика и жизнь». «Беседы с учителями». «Очерк по психологии умственно-отсталого ребенка». Был и методологом. Основные положения теории Занкова (начальная школа). 1.Обучение должно вестись быстрым темпом. 2.Обучение должно вестись на высоком уровне сложности. Материальные изменения облегчены. Необходимо создать препятствия, проблемы, стимулирующие мыслительную деятельность школьников. 3. Ведущая роль теоретических знаний. 4. Работа должна быть ориентирована не на среднего ученика, а на каждого ребенка. 5. Дети должны осознавать процесс собственного учения, тоесть ориентация на развитие рефлексии. Уроки по системе Занкова отличаются следующим: 1). Интенсивная самостоятельная деятельность (задание на сравнение, на группировку, на классификацию, на анализ). 2). Проговаривание, комментирование, постоянная рефлексия. 3). Коллективный поиск, создание ситуаций групповой работы на уроке. Теория получила определенное распространение в школах СССР, но были определенные сложности. Для многих учителей ключевыми стали 1 и 2 положения. И это привело к перегрузкам учеников, дис-кридатации тех идей, которые были положительными и за пре-делы начальной школы не выходили, не имели продолжения дальнейшего- выравнивания, снижения мотивации. Теория Василия Васильевича Давыдова. « О видах обобщения в обучении». В ней он выделил два основных типа мышления: Эмпи-рическое ( эмпирно- опыт)- практическое мышление; Теорети-ческое. Традиционное обучение в начальной школе осуществ-лялось индуктивным путем ( от частного к общему, от конкретного к абстрактному). Давыдов показал, что уже старшим дошкольникам доступна дедукция, абстрактное мышление и целесообразно сделать дедукционный путь по-знания в начальной школе основным. Давыдов обосновал целесообразность основных отношений между величинами. Основу обучения составляет, формирование теоретического мышления, учить детей способом умственной деятельности, учить выявлять общее в изучаемом материале, используя схемы, таблицы, модели, макеты. Теория Давыдова, имела продолжение в средней школе. Любой предмет начинался с дедукции. Дедукция требует от учителей хорошей подготовки. Большое внимание уделялось гениальному подходу (происхождение), развитие критичности мышления, стремление доказать, аргументировать, повторение в учебном предмете логики научного поиска. Теория получила ограниченное применение. Для оценки эффективности обу-чения целесообразно испытать 2 понятия: Обучённость — характеризует нали-чие результата обучения связано с наличием ЗУНов, способов деятельности. Обученность соотносится с уровнем актуальности развития. Обучаемость связана с потенциалом ребёнка с его готовностью воспринять новое с его восприимчивостью, самостоятельностью, инициативностью. Эти понятия у Марковой. В теории Выгодского обучаемость связана с зоной ближайшего развития. Для оценки эффективности образования процесса необходимо определить обучаемость ребёнка.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *