Связь образования и психического развития человека как теоретическая проблема.

Связь обучения и разв-ия – одна из центр-ых проблем пед. психологии. При ее рассм-нии необходимо отметить, что: а) само разв-ие есть сложное инволюц-но-эволюц-ное поступат-ое движ-е, в ходе кот-го происх-ят прогресс-ые и регресс-ые интеллект-ые, лич-ые, поведенч-ие, деят-стные изменения в самом ч-ке. (Л, С, Выготский); б) разв-ие, особенно лич-ное, не прекращ-ся до момента прекращ-я самой жизни, меняясь только по направл-ию, интенсивности, хар-ру и кач-ву. Обуч-ие явл-ся не только условием, но и основой и средством психического разв-ия человека. Сущ-ют разные точки зр-ия на реш-ие этой проблемы: — обуч-ие и есть разв-ие (У.Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа научения поним-ся всеми по-разному. Оба процесса совершаются равномерно и параллельно, так что каждый шаг в обуч-ии соотв-ет шагу в разв-ии, происходит слияние разв-ия и обучения. — «мышление р-ка с необходимостью проходит все стадии разв-ия, независимо от того, обуч-тся р-нок или нет», т.е. разв-ие не зависит от обучения (Ж. Пиаже). Разв-ие должно совершить свои определ-ые законченные циклы, должно созреть прежде, чем школа может приступить к обуч-ию. Циклы разв-ия всегда пред-шествуют циклам обуч-я, «обуч-ие плетется в хвосте у разв-ия». Обуч-ие надстраив-ся над разв-ем, ничего не меняя в нем по существу. — «обуч-е идет впереди разв-я, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л. С, Выготский, Дж. Брунер). Эта теория пытается совместить две предыдущие. Ж. Пиаже: центр-ая задача его иссл-ния состояла в том, чтобы изучать пс-кие механизмы лог-ких операций, устанавливать постепенное возникновение ста-бильных, целостных лог-ких структур интеллекта. Пиаже вы-делил 3 глав. стадии разв- ия познават-х процессов: I сенсомо-торная стадия (1мес.-2 лет) – становл-е и разв-ие чувствит-ых и двигат-ых структур.

1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) – рефлексы соса-ния, мигания, хватания, вызываются внеш-ми стимулами.

2. Моторные навыки (1-4 мес.) – формир-ся условные рефлек-сы в рез-те взаимод-ия с окруж-ей средой (схватывание бутылочки с соской).

3. Циркулярные реакции (4-8 мес.) – разв-ие координации м/у перцептивными системами и моторными движениями (хва-тание веревки, вызывающей сотрясение погремушек, с це-лью заставить ее греметь).

4. Координация средств и цели (8-12 мес.) – действия р-ка на-правлены на достижения цели.

5. Случайное открытие новых средств (12-18 мес.) – потянув скатерть можно достать лежащие на столе предметы.

6. Изобретение новых средств (18-24мес.) – поиск новых решений для достиж-я цели, доставание желаемых предметов, решение 2-3-фазных задач.

II стадия конкретных операций (2-11 лет) – слова все больше начинают обозн-ть конкретны предметы, развив-ся мышление.

1. Предоперационный уровень (2-5 лет) – разв-е образного символ-го мышле-ния, позвол-щее р-ку представлять себе объекты с помощью мысл-ых образов и обозначать их словами или символами. Эгоцентризм мышления – восприн-ет мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетв-ия его потребностей. Синкретизм – р-нок вычленяет из целого отд-ые детали, но не может их связать м/у собой или с целым. Хар-ны для этого мышления «детский реализм» (рисует не то, что видит, а то, что зна-ет), анимизм (проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машин, солнце облака и т.д.), артифициализм (р-нок убежден, что все создано по воле человека и предназначено для служения ему: «Что такое солнце?» — «Это чтобы нам светить».

2. Начал-й уровень конкретных операций (5-6 – 7-8 лет) – приобрет-ся способ-ть к располож-ю объектов по уменьшению размеров и их классиф-ции (картинки птиц – к птицам).

3. Сформиров-ый уровень конкретных операций (8-11 лет) – формируется представление о сохран-ии массы и объема, о времени и скорости.

III стадия формальных операций (11-12 – 15 лет) – мыслит-ые операции мо-гут осущ-ться без к-л конкретной основы, формируется понятийное и абст-рактное мышл-е, функционирующее с помощью понятий, гипотез и лог-ких правил дедукции. Т. о. Пиаже рассм-ал умств-е разв-ие как непрерывную и неизменную послед-сть стадий. В этой структуре все четче выдел-ся определ-ые связи м/у каждой из интеллект-ых ф-ций, которые соединяются в целое. Л. С. Выготский: в этой теории есть 3 основ-х момента. Во-первых, соединение 2 противоположных точек зрения. Во-вторых, идея взаимной зависимости, взаимного влияния 2 основ-х процессов, из кот-х складывается разв-е. Процесс обуч-я как бы стимул-ет и продвигает вперед процесс созре-вания. В-третьих, расширение роли обуч-я входе дет-го разв-ия. Обуч-ие р-ка начин-ся задолго до шк-го обучения. Линия шк-го обуч-я не явл-ся прямым продолж-ем линии дошк-го разв-я р-ка в к-н области. Но в любом случае шк-ое обуч-ие никогда не начин-ся с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определ-ую стадию дет-го разв-ия. Процесс обуч-я, как он имеет место до наступления шк-го возраста, сущ-но отлич-ся от процесса шк-го обучения, кот-е имеет дело с усвоением основ научных знаний. Т. о. обуч-е и разв-е фактически связаны друг с другом с самого первого дня жизни р-ка. Но возникают 2 вопроса: отношение, кот-е сущ-ет м/у обучем и разв-ем вообще, и каковы специф-кие особенности этого отношения в шк-ном возрасте. Нач-нем со 2-го:

обуч-е так или иначе д. быть согласовано с уровнем разв-я р-ка (грамоте можно начинать обучать р-ка только с определ-го возраста и т. д.). Сущ-ет 2 уровня разв-я: — уровень актуального разв-я – уровень разв-я пс-ких ф-ций р-ка, кот-й слож-ся в рез-те определ-ых, уже завершив-ся циклов его разв-я. — зона ближай-шего разв-я (ЗБР) – на нее указывает то, что р-нок оказ-ся в со-стоянии сделать с помощью взр-го. То, что р-нок сегодня делает с помощью взр-го, завтра он сделает самос-но. Т. о., ЗБР поможет нам определить завтрашний день р-ка. Т. о., состояние умств-го разв-я р-ка м. быть определено с помощью выяснения 2-х его уровней. Важным моментом явл-ся то, что обуч-е создает ЗБР, т. е. пробуждает у р-ка целый ряд внутр-х процессов разв-я. Обуч-е с этой точки зрения не есть разв-е, но правильно организ-ное обуч-е р-ка ведет за собой дет-е умств-ое разв-е, вызывает к жизни целый ряд таких процессов разв-я, кот-е вне обуч-я вообще сделались бы невозможными (р-нок глухонемых родителей, не слышавший вокруг себя речи, остается немым несмотря на то, у него есть все природные задатки для разв-я речи, также не развив-ся те пс-кие процессы, кот-е связаны с речью). Вывод: с этой точки зрения процессы разв-я не совпад-т с процессами обуч-я, кот-е создают ЗЬР, и идут вслед за ними.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *