Учение Л. С. Выготского о взаимосвязи обуч-я и разв-я. Понятие «зоны ближ-го разв-я» и её знач-е для объяснения связи разв-я и обучения

Выготский Лев Семёнович(1896-1934) сформул-л ряд законов псих-го разв-я р-ка: -детское разв-е им. св. ритм и темп, кот-й мен-ся в разные годы жизни; — разв-е есть цепь качеств-ых измен-ий, и пс-ка р-ка принцип-но качеств-но отлич-ся от пс-ки взрос-х; -закон неравномер-ти дет-го разв-ия: каждая сторона в пс-ке р-ка им. св. оптим-ый период разв-ия; -закон разв-ия высш. псих-их ф-ций (высш. псих-ие ф-ции возн-ют первоначально как форма коллект-го повед-я р-ка, как форма сотрудн-ва с др. людьми, и лишь потом они стан-ся индивид-ми ф-циями и способн-ми самого р-ка). Особенности в. п. ф. : опосредованность, осозн-сть, произв-сть, системность; они формир-ся прижизненно в проц-се овлад-я спец-ми ср-вами, выработ-ми в ходе историч-го разв-я общ-ва; разв-е в. п. ф. происх-ит в проц-се обуч-я, в проц-се усвоения данных образцов; -дет-ое разв-е подчин-ся общественно-историч-им зак-ам, разв-е р-ка происх-т путём присвоения исторически выработ-х форм и сп-бов деят-ти. Т. о. Движ-ая сила разв-я у человека- это обуч-е. Обуч-е, так или иначе, должно быть соглас-но с уровнем разв-я р-ка. Мы должны, по меньшей мере, опр-лить 2 уровня разв-я р-ка. 1-ый назовём уровнем ак-туального разв-я. Мы имеем в виду тот уровень разв-я пс-ких ф-ций р-ка, кот-й слож-ся в рез-те опред-ых, уже завершив-ся уровней его разв-я. 2-ой уровень- это зона ближ-го разв-я р-ка(ЗБР). ЗБР — это расст-ие м/у уровнем актуал-го разв-я р-ка и уровнем его возможного разв-ия. Феномен ЗБР свидет-вует о вед-ей роли обуч-я в умств-ом разв-ии р-ка. Обуч-е, кот-е ориент-ся на уже заверш-е циклы разв-я, оказ-ся бездейств-ым с точки зрения общего разв-я р-ка, оно не ведёт за собой проц-са разв-я, а само плетётся у него в хвосте. Только то обуч-е явл-ся хорошим, кот-е забе гает вперёд разв-ю. Проц-сы разв-яне совп-ют с проц-сами обуч-я, проц-сы разв-я идут вслед за проц-сами обуч-я, созд-щими ЗБР. Хотя эти 2 проц-са непосредственно связаны др. с др., они никогда не соверш-ся равном-но и паралл-но др. др. Согл-но точке зрения В.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *