Стандартизация образования в основной школе и стратегия развития вариативного образования (профильное, предпрофильное образование)

Государственный образовательный стандарт (ГОС) – социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Это система основных параметров , принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал образования и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт образования введен в Законе РФ «Об образовании» от 16 ноября 1997 года и определяет обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Он определяет содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. Закон устанавливает, что стандарт определяет лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников. Однако образовательные учреждения и региональные органы образования могут определять содержание образования сверх этой нормы. Гос стандарт общего среднего образования включает:

• базисный учебный план;

• образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов;

• требования к минимальному уровню усвоения содержания образования на каждой ступени обучения: начальной, основной и старшей.

Стандарт определяет , что содержание образования в целом и по каждому предмету состоит из инвариантного ядра и вариативной части, которая может обновляться и изменяться. В гос стандарте общего среднего образования выделены 3 основных компонента: федеральный, национальный и школьный.

Федеральный компонента определяет нормативы, обеспечивающие единое образовательное пространство в стране и интеграцию личности в мировую культуру. Он является обязательным для изучения всеми учащимися всех типов средних учебных заведений и составляет 30-40% от общего объема изучаемых знаний. Национально-региолнальный компонент находится в компетенции регионов и отражает местные особенности. Он определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, гнографии и других предметов, отражающих специфику региона. Школьный компонент определяется школой и отражает ее специфику и направленность. Федеральный и национально-региональный компоненты образовательного стандарта включает в себя:

• содержание образования на каждой ступени обучения, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

• требования к минимально необходимой подготовки в рамках указанного объема содержания;

• максимально доступный объем учебной нагрузки школьников по годам.

Такой подход к определению минимальных требований к подготовке учащихся позволяет вести дифференциацию обучения и на практике реализовать личносто-ориентированный подход.

Содержание образования конкретизируется учебными планами. Учебный план – нормативный документ, содержащий:

• структуру и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

• перечень изучаемых учебных предметов и их распределение по годам обучения;

• недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

В учебном плане указано деление на обязательные предметы и предметы по выбору. Различают базисный учебный план, типовой план и учебный план школы. Базисный учебный план – часть государственного образовательного стандарта, поэтому он утверждается гос думой и министерством образования и науки РФ и содержит:

• продолжительность обучения;

• перечень предметов и недельную нагрузку;

• максимальную образовательную нагрузку;

• нагрузку учителя, оплачиваемую государством.

БУП содержит вариативный компонент, предназначенный для учета национальный и региональных особенностей школы и ее специфики. Вариативный компонент плана призван удовлетворять запросы школьников, их родителей и способствовать дифференциации обучения. БУП является исходным документом для определения объема м структуры финансирования школы.

Типовой учебный план создается на основе БУПа и утверждаентся министерством образования и науки РФ. Носит рекомендательный характер и является основой для составления учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового, учитывая особенности школы. Это нормативный документ, по которому работает школы:

• перечень обязательных предметов (ядро);

• обязательные предметы по выбору;

• факультативы (элективы) и их распределение по годам обучения;

• недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый предмет.

В одной школе может быть несколько учебных планов. Например, для 6 и 7 летних дете, принимаемых в первый класс. В учебном плане школы выделены 3 вида занятий:

• обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

• обязательные занятия по выбору учащихся;

• факультативные занятия, которые являются необязательными занятиями по выбору.

В учебном плане школы также выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компонент. Составленный учебный план ежегодно рассматривается и утверждается пед советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

• содержание основных знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету;

• логику и последовательность изучения тем и вопросов;

• общую дозировку времени на их изучения.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *