Понятие «профессиональная компетентность» педагога, её структура и содержание

Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия»,2000. — С. 62.)

Педагогическая культура — «динамичная система педагогических ценностей, способов деятельности и профессиональной деятельности учителя» (Е.В. Бондаревская). Свое практическое воплощение педагогическая культура учителя находит отражение в педагогической позиции и личностных качествах; профессиональных знаниях и культуре педагогического мышления; профессиональных умениях и характере педагогической деятельности; саморегулировании личности и культуры ее профессионального поведения.

Свое практическое воплощение педагогическая культура учителя находит отражение в педагогической позиции и личностных качествах; профессиональных знаниях и культуре педагогического мышления; профессиональных умениях и характере педагогической деятельности; саморегулировании личности и культуры ее профессионального поведения.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы.

Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности учитель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.

Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

Понятия «педагогическая культура» и «педагогическая деятельность» не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность. Овладение ею осуществляется лишь теми и через тех, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Становление профессиональной педагогической культуры, по мнению А.И. Пискунова, представляет собой «длительный, многоэтапный процесс, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всей активной творческой жизнедеятельности педагога». Процесс становления педагогической культуры в педагогическом вузе проходит две стадии, которые в целостной системе ее развития объединяются в начальный блок (этап). Итак, структура данного блока линейна от развития положительного отношения к педагогической культуре к осознанному восприятию себя в педагогическом культурном пространстве. Основными средствами педагогического воздействия на первой ступени является игровая технология. При построении учебных занятий проектируется последовательность игр. Студенты включаются в ролевые игры, принимают определенные игровые позиции, через которые осознается феномен «культура». Особую значимость для станорвления педагогической культуры имеет профессиональный идеал педагога. Формирование профессионального идеала учителя происходит при создании ситуаций взаимодействия между субъектами учебного процесса. Наиболее эффективное взаимодействие осуществляется в условиях игровой деятельности.

Многочисленные исследования разных моделей профессионального труда так или

иначе базируются на положении Рубинштейна С.Л. о 2-х способах жизни и могут быть объединены в две группы

– модель адаптивного поведения;

– модель профессионального развития.

Основная цель модели адаптивного поведения заключается в развитии умений человека «вписаться» в окружающую действительность. В модели профессионального развития основной акцент переносится на формирование умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития. Если адаптационная модель профессиональной подготовки ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изменения, то модель профессионатьного развития – на учет и прогнозирование будущих изменений.

Сегодня все большее значение приобретает осознание самого человека как уникальной и неповторимой индивидуальности, готовой взять на себя «ответственность за направляемое им самим развитие общества».

Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной педагогической подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.

Работы отечественных исследований профессионального образования свидетельст-

вуют о том, что основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в процессе обучения, способствующие становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Результат профессиональной подготовки, осуществляемой в логике модели разви-

тия, может быть с достаточной полнотой описан с помощью понятия профессиональная компетентность». Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т.е. «умеет делать».

Способности – индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности (Современный словарь по психологии. – Мн., 2000).

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность учителя проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность.

Осмысление компетентности специалиста 21-го века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

В ходе исследования, на основе анализа литературы по проблеме, были установлены сущностные признаки компетентности которые обусловлены постоянными изменениями мира, и определяют требования к «успешному взрослому»:

1) компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;

2) проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в

конкретной ситуации.

Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесса профессиональ-

ного развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности можно говорить, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее. Профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые – компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования

– информации;

– коммуникации, в том числе на иностранном языке;

– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной

деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).

Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Разумеется, все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Анализируя стратегические задачи обновления школы, можно выделить 5 основ-

ных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного учителя:

– видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

– строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей кон-

кретной ступени образования;

– устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса,

партнерами школы;

– создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (про-

странство школы);

– проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Все эти задачи могут быть конкретизированы применительно к конкретной ступени образования.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *