Принципы и организация педагогического исследования

Наука — сфера человеческой деятельности и самой этой деятельности, протекающей в форме научного исследования. Существуют следующие формы отражения пед действительности в общественном сознании: стихийно-эмпирическое, художественно-образная форма.

Пидкасистый выделяет 4 признака, по которым можно отнести пед процесс или результат к области пед науки:

Характер целей, которые ставят. Цель может быть практической или познавательной. Учитель ведет уроки с практической целью, чтобы учить и воспитывать детей. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в этом классе, в данных обстоятельствах дают у него лучший результат, это еще не наука. Такое знание – стихийно-эмпирическое. А вот если ставится цель – выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения или формы проявления воспитательной работы – познавательная цель, полученные знания идут в копилку пед науки.

Выделение спец объекта исследования: объект педагогики – образование, то есть сама пед деятельность. Объект отдельно взятого пед исследования лежит в той же сфере. Всякий раз используется какая-та часть этой деятельности. Объектом может быть, например, обучение школьников ситуативной речи на иностранном языке, но не сама ситуативная речь.

Применение специальных средств познания: а практической работе учиель применяет методы обучения и воспитания, приему, орг формы, материальные средства. Также применяет методы науки: экспериментирование, моделирование, создание гипотез и т.д.

Однозначность терминологии. Это обязательное требование к научному познанию. В ходе развития науки содержание понятий непрерывно обогащается. Но в рамках научного труда автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться их.

Признаки, по которым можно определить, принадлежит ли какое-либо сочинение к науке: характер целеполагания, выделение спец объекта исследования, применение спец средств познания, соблюдения однозначности терминологии.

Качество исследования можно оценить по:

  • проблема
  • тема
  • актуальность
  • объект исследования
  • предмет исследования
  • цель
  • задачи
  • гипотеза и защищаемые положения
  • новизна
  • значение для науки
  • значение для практики

Постановка проблемы предполагает ответ на ?: что надо изучить из того, что ранее было не изучено. В проблеме находит отражение пробел в научном знании. Формулируя тему исследования, мы отвечаем на вопрос: как назвать то, чем мы собираемся заниматься, чтобы в ней нашло отражение движения от старого к новому. Обосновать актуальность исследования — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Нужно различать научную и практическую актуальность. Начинать исследование лишь в случае их совпадения. Определить объект – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, то есть обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование. Объект принадлежит всем, а предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен подучить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представления исследователя о том, что неочевидно в объекте, что ученый видит в нем такого, чего не замечают другие. Подводя итоги исследования, исследователь имеет возможность сказать о новизне полученных результатов – что сделано из того, то другими не было сделано, какие результаты получены впервые. На э том этапе устанавливается значение исследования для науки – какие проблемы, концепции, отрасли науки вносят изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Определяя значение проведенной работы для практики, ученый отвечает на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» В заключении необходимо отметить, что все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение а теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, к новому, содержать момент столкновения старого с новым.

Логика пед исследования:

Движение исследования начинается с цели (- это представление о результате). Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это – методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего научного исследования, ученый формирует ряд исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Научное исследование носит опережающий характер по отношению к практике, позволяет преобразовать и совершенствовать ее. Это относится и к построению теоретических и нормативных моделей в отдельно взятом пед исследовании. Моделирование осуществляется посредством абстрагирования.

Первый шаг в отображении пед действительности – эмпирическое описание, в котором отражаются факты. Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки пед действительности, усовершенствованная пед действительность и – в общем виде – что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить. Итог всей работы — проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные стандарты. Этот процесс может многократно повторять.

Методологические характеристики:

Методология — система знаний о методах педагогических исследований.

Методы – способы решения научно-исследовательских задач.

Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:

принцип совокупности методов исследования (для рения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются учеными в расчете на согласование их с природой исследуемого явления);

принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Метод наблюдения: определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых пед процессов и явлений. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Выделяются сплошные (процесс от начала и до конца) и дискретные (выборочное фиксирование тех или иных явлений, процессов) наблюдения.

Опросные методы: универсальны для получения данных широкого спектра, просты. В педагогике – 3 формы: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Педагогический эксперимент: опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, локальные и микро эксперименты.

Терминологические методы исследования: связано с отработкой лингвистики компьютерных сетей. Появление тезаурусов, рубрикаторов, дискретных словарей как инструментов размещения информации в памяти компьютера приводят к разработкам моделей обучения и исследования путем оперирования базовыми знаниями и периферийными понятиями. Сущность терминологически методов в том, что ученые идут к анализ пед явлений не от практики, а от уже закрепленного а теории педагогики, ее лексическом фонде.

Социометрические методы: служат средствами измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга. С помощью социометрических методов можно решить несколько задач. Одна из них – определение социометрического индекса личности в коллективе.

Методы тестирования: методы психологической диагностики тестируемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанных стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *