Содержание образования. Понятие, сущность, основные компоненты, принципы отбора

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Содержание образования — совокупность систематизированных ЗУН, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

Подходы: 1) знаниево-ориентировочный (в центре – знания). 2) личностно-ориентировочный подход (в центре – развитие собственных способностей и особенностей, формирование свойств субъекта). 3) целостный (возвращение человека к самому себе).

Компоненты: 1) когнитивный опыт личности (познавательный). Связан с системой разнообразия знаний о природе, обществе, мышлении, различных способов деятельности, обеспечивающих формирование в сознании учащихся научной картины мира. Виды – термины, основные понятия, факты повседневной жизни, основные законы науки, теории, методы. 2) опыт практической деятельности (формирование УН), т.е. практическим компонентом выступают общий специфический интеллект практических УН, являющиеся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающий способность людей к сохранению культуры.

УН: а) общие (характерны для различных учебных предметов), б) специфические (в рамках отдельных предметов), в) общеучебные=общеинтеллектуальные – конспект, работа с учебником. 3) опыт творческой деятельности – обеспечивает готовность школьника к поиску решения новых проблем, творческое преобразование действительности. Выражается в: а) самостоятельном переносе ЗУН в новую ситуацию, б) видении новой проблемы в знакомой ситуации, в) самостоятельное комбинирование известных способов в новый способ деятельности, г) нахождение различных способов решения и альтернативных доказательств задач. 4) опыт отношений личности. Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Специфика в формирования отношений личности к миру, окружающим людям, деятельности, к самому себе.

Принципы отбора содержания образования: 1) соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, 2) единство содержательных и процессуальных сторон обучения (учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия), 3) структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирует: последовательность, прочность знаний (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося), 4) гуманитаризация содержания общего образования (связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры), 5) фундаментализация содержания образования – фундамент для дальнейшего образования (обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития), 6) соответствие основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности (Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *