Функции: образовательная, воспитывающая, развивающая. Главная функция контроля – диагностическая – способствует всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов; характеризуется большим воспитательным значением; направлено на повышение качества обучения и воспитания школьников.
Виды контроля: текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль.
Формы: фронтальная форма (устная и письменная), групповая форма, индивидуальная, комбинированная форма и самоконтроль. Критерии качества знаний. Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке.
Оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка тесно связана с контролем и является его следствием.