Педагог исследователь с ярко выраженной методологической культурой глубже проникает в сущность учебно-воспитательного процесса, видит его противоречия, находит закономерности его развития, определяет действенные технологии педагогического влияния на личность и ученический коллектив.
Педагог-исследователь должен знать:
• основы организации исследовательской деятельности
• приоритетные направления исследовательской деятельности учебного заведения
• основные методы педагогической и психологической диагностики эффективности образовательного процесса
Педагог-исследователь должен уметь:
• использовать психолого-педагогические знания и знание основ организации исследовательской деятельности в повседневной профессиональной деятельности
• анализировать собственную научно-педагогическую деятельность
• рационально и целенаправленно использовать новые научно-педагогические разработки и передовые достижения педагогической практики.
К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Всe перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.
Один из современных методов педагогического исследования — педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Пользуется популярностью в педагогической среде метод тестирования. Слово «тест» в переводе с английского означает — задача, испытание. Педагогическое тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.