Социальная среда как условие развития личности

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют: Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.); социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек; естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

В психофизиологии используют понятия “внутренняя среда” и “внешняя среда”. В первом случае имеют в виду физическую среду — совокупность физических условий в организме для жизнедеятельности его частей: органов, тканей, клеток, субклеточных структур. Внешняя среда — совокупность физических и социальных условий в которой протекает жизнедеятельность организма в целом.

Процесс выживания любой личности — это процесс накопления и приспособления для своих нужд информации из внешней среды. Получение информации, ее качество, вид (положительная, отрицательная) не зависят от самой личности. Но собственно ее анализ, упорядочение в большой степени являются продуктом работы внутреннего мира личности, ее социального воспитания и развития. Адаптация личности происходит тогда, когда сама социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений человека, служит раскрытию и развитию его индивидуальности в соответствии с его социальным воспитанием.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Главная цель развития личности — возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *