Методы организации деятельности

Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением; умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык. Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать). Таким образом, термины “умение” и “навык” отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций. Понятие “уровень” относится и к программе деятельности в целом. На основе того, структуру каких компонентов деятельности они отражают, выделяют программы трех уровней: 1) только исполнительских, 2) информационных и исполнительских компонентов, 3) мотивационно-целевых, информационных и исполнительских. В процессе деятельности на основе программы-инструкции у субъекта формируется своя индивидуальная программа деятельности.

Различают такие понятия, как “прием” и “способ”. Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем. Способ – это открытие самого ученика, в нем проявляется накопленный учеником опыт познания; это – устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, – характеризует индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы, устойчивость предпочтения, продуктивность использования знаний. Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал.

Классификация основных общеучебных умений и навыков, соответствующих структуре учебной деятельности и процессу усвоения знаний: учебно-организационные (определение задач, рациональное планирование, создание благоприятных условий деятельности), учебно-информационные (работа с книгой и другими источниками информации, библиографический поиск, наблюдение), учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *