Этапы общения:
1. Потребность в общении, которая побуждает человека вступить в контакт с незнакомыми людьми.
2. Ориентировка в целях и ситуации общения
3. Ориентировка в личности собеседника
4. Планирование содержания своего общения (человек обычно представляет себе то, что именно скажет)
5. Выбор конкретных средств и речевых фраз, которыми человек будет пользоваться, он решает как говорить, и как себя вести
6. Восприятие и оценка, ответная реакция собеседника (контроль эффективности общения на основе установления обратной связи)
7. Корректировка направления, стиля и методов общения
Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию.
В переводе с латинского «коммуникация» — это «общее, разделяемое всеми». Таким образом, если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.
Причины плохой коммуникации:
1. Стереотипы, т.е. упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей.
2. Предвзятое представление – это склонность опровергать все то, что противоречит собственным взглядам, что ново и необычно.
3. Плохие отношения между людьми.
4. Отсутствие внимания и интереса к собеседнику.
5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и умозаключения в отсутствии достаточного числа аргументов.
6. Ошибки в построении высказываний
• Неправильный выбор слов
• Сложность сообщения
• Слабая убедительность
• Нелогичность
• Использование снижено-разговорной формы языка.
7. Неверный выбор в стратегии и тактике общения
Стратегии общения:
1. Открытое или закрытое общение
2. Монолог или диалог
3. Ролевое (исходя из социальной роли) или личностное (общение по душам)
Тактики общения:
1. Контакт масок – это формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности поведения и используются привычные маски (вежливости, доброты, скромности и т.д.) – набор выражений лица, жестов и стандартных фраз, позволяющих вскрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, т.е. если человек нужен, то с ним активно взаимодействуют, если нет – отталкивают его.
3. Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседник обходятся знаниями его социальной роли.
4. Деловое общение – интерес дела превыше всего.
5. Духовное общение друзей.
6. Манипулятивное общение – тактика общения, направленная на извлечение выгоды от собеседника путем использования различных приемов (лесть, запугивание, обман и др.) в зависимости от личности собеседника. Признаки манипуляции:
• От вас что-то ждут
• Делать этого не хочется
• Отказаться неудобно
7. Светское общение – суть беспредметность, т.е. люди говорят не то, о чем думают, а то что положено говорить в данной ситуации.