Восприятие как познавательный психический процесс. Классификация видов восприятия. Свойства и виды восприятия

Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности, в их целостности, единстве их свойств.

Рубинштейн: восприятие есть сумма наших ощущений.

Восприятие возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия являются целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.

Функции восприятия:

• Ориентационная – на основе пространственно-временного отражения предметного мира

• Коммуникативная – в процессе общения и отношений человека

• Познавательная

• Регулятивная

• Деятельская – важнейшая функция

Восприятие обеспечивает равновесие индивида с окружающим целостным предметным миром. Обеспечивает адаптацию и компенсацию в случае нарушения равновесия.

Чем совершеннее класс животных, тем большее значение в процессе восприятия имеет центральное звено анализаторов. Это утверждение было экспериментально обосновано в опытах «перевернутый мир» (?).

Свойства восприятия:

1. Объем – свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать индивидуально ограниченное количество единиц и объектов восприятия.

2. Целостность – наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета, и однородностью, т.е. определенной формой.

3. Структурность – определяется 2 операциями: анализом и сравнением. Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.

4. Предметность – способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом. Это свойство формируется к 5 месяцам после рождения. На основе взаимодействия кожного, зрительного и других анализаторов. До 4-х месяцев после рождения у ребенка еще нет этого свойства, поэтому он не способен взять пальцами предмет, находящийся перед ним на близком расстоянии.

5. Константность – способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет. В разных положениях пространства, при разном освещении, а может быть и неосвещенный один и тот же предмет человек узнает при повторном восприятии, хотя в механизме каждого нового восприятия есть свои особенности и изменения.

6. Осмысленность – определение не только образов предмета или явления, но и значения, смысла, назначение и других смысловых характеристик воспринимаемых объектов.

7. Опперацепция (?) – основная установка, через которую человек воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется несколькими факторами:

• Возрастным и личным опытом

• Особенностями познавательной сферы

• Профессиональным опытом

• Мотивационной ценностной направленностью

8. Транспозиция – перенос на разные объекты восприятия общих для них признаков. Это свойство основано на трех операциях: анализ, синтез, обобщение.

9. Целенаправленность – свойство, определяемое степенью развития сознания (?).

Каждое названное свойство взаимодействует с другими свойствами, как при непроизвольном отражении предметного мира, так и при целенаправленном наблюдении.

Классификация видов восприятия:

1. Простые восприятия – результат, которого является формирование одномодальных образов (зрительных, слуховых и т.д.)

2. Сложные – отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов

3.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №3
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *