Д.Б. Эльконину. Основное критерии построения периодизации
Возраст Ведущая деятельность Познавательная деятельность Психическое новообразование
Младенческий
(0-1 год) Непосредственное эмоциональное общение Сенсомоторное развитие Потребность в общении с другими людьми и эмоциональное отношение к ним
Раннее детство
(2-3 года) Предметно-орудийная деятельность Манипуляция с предметами и речь Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный
(4-5 лет) Ролевая игра Межличностные отношения Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
Младший школьный
(6-10 лет) Учение Первичные знания Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия
Подростковый
(11-14 лет) Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая Система отношений в разных ситуациях Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, самооценка, умение подчиняться нормам коллективной жизни
Старший школьный
(15-17 лет) Учебно-профессиональная деятельность Профессиональные знания Мировоззрение, профессиональные интересы
Основные критерии:
1. Социальная среда развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период.
2. Ведущая деятельность – это вид деятельности, который влияет на развитие всех черт личности и познавательных возможностей, характерных для данного периода. Она способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей или психических новообразований.
Кризисы 3-х лет и подростковый кризис.