Характеристика основных зарубежных теорий психологии

ПСИХОАНАЛИЗ – одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 – начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня – сознание, предсознательное и бессознательное.

Бессознательный уровень психики – самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и воспоминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимает их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями.

Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

ИД (в пер. с лат. – «ОНО») – означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинктами, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия.

ЭГО – структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий, и принимающая на основе этого решения. Т.е. ЭГО подчиняется принципу реальности. В отличие от ИД, ЭГО характеризуется способностью принимать рациональные решения.

СУПЕР — ЭГО – компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце 19 — нач. 20 вв. и сделавшее основным предметом изучения ПОВЕДЕНИЕ организма (Торндайк, Уотсон, Скиннер). В рамках этого направления поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся следствием воздействия на него внешних стимулов.

Основная задача психологии, по мнению бихевиористов, должна быть связана с изучением формирования устойчивых связей между конкретными стимулами и реакциями. На основе этого считалось возможным точное предсказание поведения и, в идеале, моделирование желательного поведения людей посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий (стимулов).

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из популярных направлений зарубежной психологии, возникшее в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. (Ж.Пиаже, Брунер и др)

В рамках данного подхода изучаются вопросы организации знания в памяти субъекта, в том числе, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций.

Швейцарский ученый Жан ПИАЖЕ в основе психической жизни индивида видел развитие интеллекта. Он разработал концепцию стадиального развития психики. Пришел к выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит человек в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. В основе подхода Джерома БРУНЕРА также лежит представление, что психическое развитие человека обусловлено развитием его познавательной сферы.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.

В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:

• человек должен изучаться в своей целостности;

• все исследования должны учитывать уникального каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

• человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

• человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №5
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *