Характеристика отечественных теорий психологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т.д.).

Основные принципы деятельностного подхода:

• принципы развития и историзма;

• предметности;

• активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;

• интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

• единства строения внешней и внутренней деятельности;

• системного анализа психики;

• зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – теория, основанная на марксистской философии, основоположником которой был Л.С. Выготский. Основными идеями данной теории были следующие:

• главная закономерность формирования психики ребенка заключается в переходе внешней совместной со взрослыми деятельности во внутренний план (механизм интериоризации)

• высшие психические функции возникают первоначально, как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Ребенок не может сам непосредственно встретиться с идеальными формами культуры, его должен кто-то научить этому.

• Посредником между идеальными формами культуры и их раскрытием в конкретном человеке выступает знак или естественный язык. Т.о, общение, подражание и сотрудничество со взрослыми выступают как основные пути развития у ребенка культурных форм поведения.

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ – теория, которая предполагает, что в основе психической жизни индивида лежит установка, т.е. готовность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении. Основатель теории – Д.Н. Узнадзе. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

• эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

• подсознательными, субъективно-эмоциональными;

• сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях они могут перейти в автономный режим функционирования.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №5
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *