Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях

АРТЕФАКТ [artefact, artifact] (Лат.: ars, artis — ремесло, занятие, искусство + facio, feci, factum — (а) делать, производить, совершать; (б) допускать, предполагать, воображать, делать вид, прикидываться; 1821).

1. Результат деятельности человека, нечто искусственно созданное.

Примеры: предысторические артефакты (в археологии), самосознание является артефактом системы образования.

2. В науке артефакт — «ложный, искаженный посторонней причиной результат исследования», результат воздействия не относящегося к исследованию фактора.

Примеры артефактов в науке.

(а) Эффект ореола («хэйлэу»-эффект). В психологии — образное обозначение артефакта, влияния установки на оценку персоной объектов среды.

В частности, персона-наблюдатель может субъективно завышать оценку наблюдаемого объекта. Эта, не соответствующая действительности оценка, связана с предвзято благоприятным отношением наблюдателя к оцениваемому объекту, например к другому человеку (наличием ложной установки, «ореола» у наблюдаемого объекта). Некоторые персоны имеют тенденцию (осознаваемую или бессознательную установку) говорить о людях только хорошее, некоторые склонны оценивать других в среднем, некоторые — предвзято занижать свои оценки. Подобные тенденции и установки у людей, участвующих в психологических, социологических и других исследованиях, могут оказывать неблагоприятные влияния на результаты исследований, необоснованно завышать результаты, усреднять или занижать их. (б) «Эффект Хоторна» («Hawthorne effect», 1920). Описан Элтоном Майо (George Elton Mayo, 1880-1949, психолог, лидер социологии в индустрии, США) на основании исследований, проведенных на Западном заводе электрических изделий Хоторна с целью поиска оптимальных условий и режимов труда и отдыха. Э. Майо установил, что увеличение производительности труда у рабочих связано не столько с условиями труда, сколько с их участием в исследовании. Рабочие повели себя так, как ожидали от них ис-следователи.

(в) Эффект плацебо (placebo effect, 1950; placebo — средство, оказывающее влияние больше на основе веры в него, чем на основе настоящего действия, 13 в.; инертный заменитель, использующийся для контроля при исследовании эффективности действия другого вещества). Этот эффект обнаружен врачами. Невольно или преднамеренно врач или экспериментатор может оказывать влияние на результаты испытания эффективности лекарственного средства или лечебного режима. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного средства или пред-писываемого режима, у них могут проявляться «желаемые» эффекты, хотя на самом деле лекарственное средство или режим никакого действия не оказывают. Эффект плацебо — частный случай «эффекта Хоторна».

(г) Эффект аудитории. Присутствие при проведении ис-следования даже пассивной публики само по себе влияет на выполнение испытуемым поставленной экспериментатором задачи.

(д) Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя). Пигма-лион — в греческой мифологии царь Кипра, знаменитый скульптор; влюбился в изваянную им статую девушки Галатеи. По просьбе Пигмалиона Афродита ее оживила, и Пигмалион женился на ней. Разнообразно истолкованное предание много раз становилось предметом художественного воплощения: драма Руссо, рассказ И. Я. Бодмера, стихотворение Шлегеля, комедия Шоу (образец для мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»), кантата И. К. Ф. Баха, оперы Рамо и Керубини, оперетта Зуппе («Прекрасная Галатея»).

Американский психолог Р. Розенталь (Rosenthal, R, 1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, не-произвольно действует так, что она получает «фактическое» подтверждение.

(е) Эффект первого впечатления. Этот эффект выражается в том, что очень часто человек придает наибольшее значение своему первому впечатлению. Иногда данные, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и нехарактерные.

(ж) Эффект Барнума (Barnum, Phineas Taylor, 1810-1891, знаменитый в США специалист по организации публичных развлечений). «Каждую минуту на свет рождается просто-филя», — утверждал Ф. Т. Барнум. Именем знаменитого шо-умена была названа склонность людей принимать за чистую монету оценки предметов или событий, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом. Такой эффект хорошо известен астрологам, ведущим ежедневную рубрику в газетах.

Таким образом, все описанные артефакты так или иначе связаны с различными установками. Для того, чтобы избе-жать искажения результатов исследования, артефактов, связанных с влиянием субъективных факторов используют двойной слепой метод (double-blind studies/trials/technique), когда последовательность реальных условий эксперимента неизвестны не только испытуемому, но также и экспериментатору.

Помимо артефактов, связанных с влиянием субъектив-ных факторов, искажения результатов исследования могут быть связаны с объективными факторами. Например, могут быть артефакты рентгенограмм из-за дефектов пленки, ее обработки, хранения; артефакты гистологических препара-тов из-за отклонений от правил их приготовления, артефак-ты физических измерений из-за погрешностей приборов, внешних помех, неисправностей измерительных приборов.

При использовании в научном исследовании детермини-стской методологии артефактом неверно могут считать естественную вариативность регистируемых показателей.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпора по психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *