Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии

Назначение выборки — представлять генеральную совокуп-ность и при этом адекватно отображать ее существенные свойства. Короче говоря, выборка должна быть представительна, или репрезентативна. Выборки многообразны: они различаются объемами, способами отбора объектов из генеральной совокупности, однократностью либо многократностью использования, региональной при-надлежностью, определенной вероятностной структурой.

По объему различают малые, средние, большие и очень боль-шие выборки. Малыми называются выборки объемом от двух до тридцати наблюдений. К средним относят выборки с объемом больше тридцати и до нескольких сотен наблюдений. Выборки большого объема охватывают от нескольких сотен наблюдений до нескольких десятков тысяч объектов. Наконец, выборки очень большого объема содержат до миллиона и более наблюдений (это выборочные переписи населения и объекты компьютерного математического моделирования). Объем выборки — существенная характеристика: от него зависит, отчасти конечно, репрезентативность, а также трудоемкость и стоимость исследования.

По способу отбора прежде всего различают случайные и не-случайные выборки. Случайным называется отбор по жребию (по таблице случайных чисел и т.д.). При этом всем объектам генеральной совокупности должны обеспечиваться равные шансы попасть в выборку. Неслучайные выборки создаются с использованием априорных сведений о генеральной совокупно-сти. К неслучайным относятся, например, типическая и серий-ная выборки.

По количеству использований различают однократные и мно-гократные выборки. Однократные применяют, как правило, в научных исследованиях, а многократные — в практических (или научно-практических). Многократные выборки, или так называемые панели, применяются для периодического получения от населения информации о качестве товаров, о политических предпочтениях и т. п.

По масштабности и территориальному принципу различают районные, городские, региональные и национальные выборки. Это могут быть также выборки для предприятия, учреждения, учебного заведения. Для разработки или адаптации хороших психодиагностических тестов необходимы национальные выборки.

В итоге заметим, что конструирование выборки—дело сложное и ответственное. Выборка должна создаваться под определен-ную реальную генеральную совокупность. Иначе обоснование ее репрезентативности оказывается невозможным.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпора по психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *