Для целей бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с ПБУ 12/2000, под сегментом
понимается часть деятельности организации в определенном разрезе, в связи с чем выделяют два вида сегментов. Операционный сегмент — это часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Географический сегмент — это часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в другом географическом регионе деятельности организации. Исходя из структуры и системы внутренней отчетности организации, информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности) или рынков сбыта. Выделение сегментов строится на определенных правилах и особенностях характеристики каждого из них. При формировании информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):
1.
назначению;
2.
процессу производства;
3.
потребителям (покупателям);
4.
методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
5.
системам управления деятельностью организации. При выделении информации по географическим сегментам учитывают (п. 8 ПБУ 12/2000):
1.
сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
2.
наличие устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
3.
сходство деятельности;
4.
риски, присущие деятельности организации в определенном географическом регионе;
5.
общность правил валютного контроля;
6.
валютные риски, связанные с деятельностью организации в определенном географическом регионе. Отчетным сегментом называется операционный или географический сегмент, информация по которому подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности. Сегмент считается таковым, если значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий (правило 10%) (п. 9 ПБУ 12/2000):
1.
выручка сегмента составляет не менее 10% общей выручки всех сегментов;
2.
финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли (убытка) всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
3.
активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.